Год назад мой поезд пересёк Западный Буг и я впервые очутился в просвещённой Европе. За это время я несколько раз задумывался над тем, как же всё-таки звучит эта самая «просвещённая Европа»?
В голове всплывали образы манерного пианиста, исполняющего произведения Фредерика Шопена на лужайке в главном парке Варшавы. В тех самых «Лазенках», где сотни людей из польской интеллигенции, расположившись кто на складных стульях, а кто незамысловато заняв лучшие места на травке, пришли приобщиться к, без сомнения, главному композитору Речи Посполитой.
Представлялись песнопения пастырей из костёлов и их пронзительное, взрывающее мрачные стены и отражающееся от купола собора: «Święty, Boże, święty» с перемежающейся органной интермедией. А витражи, состоящие из тысяч цветных стёклышек, отчётливо пропускающие дневной свет, многократно усиливают поистине благоговейный ореол праведности того, что сейчас происходит.
Взяв на себя главную роль, яркими красками заиграл и его величество орган, являющийся неотъемлемой частью любого костёла от прибрежных городов на Немани через Эльбу, Дунай и к дальним берегам Рейна. Такой величественный инструмент, порождающий тысячи эмоциональных связей внутри хрупкого, тщедушного перед окружающим его величием, человеком, не может не быть символом столь пёстрой и многоликой Европы. Инструмент, для которого И.С. Бах написал тысячи произведений. Казалось бы, орган был создан только для великого композитора, а он, в свою очередь, для него. Так и есть! Я бы никогда не полюбил орган, если бы не полюбил творчество И.С. Баха.
Но ведь мало кто знает, что мастер эпохи барокко писал не только для органа, но и для клавесина. Одно малоизвестное произведение, знакомое мне ещё со времён господствования эры старых компьютеров на DOS, синтезаторов MIDI с аппаратным набором сэмплов и звуковых шрифтов на AWE32, вдруг заиграло абсолютно новыми, доселе невиданными красками.
Речь идёт об Invention No. 13. Исполняет молодая пианистка Анна Кувшинов. Услышав сие исполнение впервые, озарение снизошло практическим моментально. Да, да, вот так звучит «просвещённая Европа»! — кричал я с нескрываемой радостью. Да что там звучит! Эта маленькая девочка и есть та самая Европа, то олицетворение связи современности и классицизма с барокко. В этой минуте тридцать восемь заложены все ответы на все вопросы. Это и есть квинтэссенция настоящего знания и просвещения!
https://www.youtube.com/watch?v=ttwo-QYqDNo